Основные принципы стандарта ИСО 9001
Существует несколько десятков стандартов ISO. Качеству продукции посвящены 9000, 9001, 9004. Остальные разработаны с учетом специфики конкретных отраслей.
Для получения сертификата необходимо знать принципы управления качеством, изложенные в документе ISO 9001.
Каждая организация стремится подтвердить соответствие своей системы управления качеством этому документу, поскольку он является своеобразным показателем зрелости компании, грамотно организованных рабочих процессов. Популярность сертификата объясняется тем, что в нем изложены общие принципы, которые можно конкретизировать для условий небольшой фирмы и гигантского промышленного объекта. Процесс подготовки к сертификации ИСО полезен сам по себе, позволяет навести внутренний порядок на всех производственных этапах.
Суть принципов
Насчитывается семь самых важных положений документа:
- ориентация организации, компании на заказчика. Для реализации принципа необходимо определить круг потребителей, их основные требования и пожелания к услуге или товару, наладить обратную связь. За счет этого повышается лояльность целевой аудитории. Гибкая и оперативная реакция на рыночные изменения позволяет увеличить доход, нарастить объем продукции, услуг;
- лидерство руководителей. Менеджеры высшего звена, директора должны не просто участвовать в процессе организации системы качества, но быть лучшими, примером для остальных сотрудников, иметь личную заинтересованность в достижении поставленных целей. При этом исчезает несогласованность на разных уровнях управления, применяются и работают единые схемы принятия решений;
- вовлечение всех служащих и сотрудников компании в процесс улучшения ее работы. Только заинтересованные, увлеченные профессиональной деятельностью люди выполняют свои обязанности с полной отдачей, у них повышается мотивация;
- рассмотрение системы управления качеством как единства взаимосвязанных процессов. Усвоение и внедрение этого положения приводит к сокращению производственного цикла, экономии ресурсов, возможности приложения усилий к ключевым моментам деятельности;
- неуклонное развитие в качестве главной задачи компании. Его цели должны быть точными, реалистичными, измеряемыми, достижимыми, иметь привязку ко времени. Это означает постоянное улучшение, исключает застой;
- принятие управленческих решений на основании достоверных фактов;
- выстраивание управленческой деятельности с учетом взаимосвязи всех производственных систем;
- собственное развитие через налаживание взаимоотношений с партнерами.
Чтобы успешно пройти сертификацию ИСО, недостаточно просто прочитать перечисленные положения. Нужно научиться применять их на практике. Пройти курс обучения можно в специализированных центрах. Программа предназначена для высшего руководящего состава, сотрудников, осуществляющих управление качеством, аудиторов, руководителей проектов.
Самостоятельная подготовка к сертификации ИСО занимает много времени. Обучение под руководством опытных специалистов, изучение конкретных алгоритмов, примеры практического применения принципов стандарта дают гораздо большую эффективность.
Читайте также
Цель любой компании – повышение качества производимой продукции и оказываемых услуг.
Статистика свидетельствует, что аварии, техногенные катастрофы нередко происходят из-за изношенности, неверной настройки агрегатов, механизмов, производственного оборудования, необходимости модернизации помещений.
Согласно законодательству РФ, некоторые виды хозяйственной деятельности подлежат обязательному лицензированию и требуют экспертного санитарно-эпидемиологического заключения.