Начать сотрудничество

 
 

 
 

 

Понедельник-Пятница
с 09:00 до 18:00

+7 (499) 940-01-10

Системы государственного надзора за выполнением норм охраны труда

Обеспечивать сотрудников должными условиями труда, следовать законодательным предписаниям в этой сфере обязаны все руководители и работодатели. Контроль над выполнением этих обязательств является частью государственной политики, входит в полномочия структурных подразделений центральной и местной исполнительной власти. Право работников на безопасный труд закреплено в конституции. Оно реализуется путем организации охраны труда на предприятиях и обобщает следующие понятия:

  • безопасно организованное рабочее место;
  • компенсационные выплаты в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями;
  • право прекращения трудовой деятельности при наличии опасных условий;
  • выдачу средств коллективной и индивидуальной защиты в случаях, когда это продиктовано особенностями производственных процессов;
  • возможность обращения в вышестоящие организации с жалобами;
  • регулярные медицинские осмотры.

Организацию охраны труда (ОТ) и контроль над выполнением запланированных мероприятий осуществляет специальная внутренняя служба. Необходимость ее создания определяется количеством сотрудников. Если такое подразделение отсутствует, за соблюдение норм ОТ отвечает руководитель.

Системы государственного надзора за выполнением норм охраны труда

Организация федерального надзора

В РФ учреждены специальные организации, уполномоченные осуществлять контроль за организацией охраны труда. К ним относятся:

  • федеральная инспекция труда (ФИТ);
  • органы исполнительной власти по труду и занятости (Роструд) и территориальные подразделения, подчиняющиеся Министерству труда РФ;
  • Гостехнадзор;
  • Госсанэпидемнадзор;
  • Роспотребнадзор.

Руководство ФИТ осуществляет главный инспектор труда РФ, он назначается на должность правительством, в своей деятельности применяет принципы Трудового кодекса (статьи 355, 356).

Партнерами в деятельности ФИТ являются местные органы самоуправления, прокуратура, профессиональные союзы, сообщества работодателей.

Непосредственное руководство, решение конкретных задач находится в компетенции государственных инспекторов по охране труда. Их полномочия подробно описаны в статье 357 Трудового кодекса РФ. Должностные лица имеют право:

  • посещать предприятие в ревизионных целях, по предъявлению удостоверения, в любое время суток, без объяснения причин визита;
  • требовать у руководителей, работодателей любую информацию и документы, необходимые для осуществления контроля за организацией охраны труда;
  • принимать участие в разборе аварийных ситуаций и их последствий на производстве;
  • выдавать руководителям приказы, подлежащие своевременному выполнению;
  • направлять в суды требования о приостановке деятельности, ликвидации компаний из-за нарушений в сфере охраны труда;
  • протоколировать административные нарушения.

В Уголовном кодексе РФ есть ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность руководителей за нарушения трудового законодательства.

К органам исполнительной власти в конкретных областях производственной деятельности относятся медико-биологическое агентство, служба по защите прав потребителей, Ростехнадзор. Эти ведомства проверяют соответствие государственных требований безопасности труда в различных отраслях промышленности: угольной, атомной, энергетической и проч.

Кроме государственного надзора, существует система ведомственного контроля.

Полномочия органов ведомственного контроля

В данную структуру входят органы исполнительной власти РФ и субъектов, подразделения местного самоуправления.

Последние имеют право на:

  • проведение различных типов ревизий на предприятиях и организациях;
  • контроль всех аспектов ОТ, включая обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты;
  • разработку правовых актов.

Итак, контроль за исполнением требований охраны труда обеспечивается на государственном, ведомственном уровне, поддерживается внутренней службой предприятия. Это обеспечивает должную организацию работ по ОТ, предупреждает производственный травматизм, сокращает вероятность возникновения аварийных ситуаций, способствует снижению профессиональной заболеваемости сотрудников.

Полномочия органов ведомственного контроля

Версия для печати

Читайте также

Правила и порядок разработки СТО

Цель любой компании – повышение качества производимой продукции и оказываемых услуг.
Экспертиза промышленной безопасности: кому и когда требуется

Статистика свидетельствует, что аварии, техногенные катастрофы нередко происходят из-за изношенности, неверной настройки агрегатов, механизмов, производственного оборудования, необходимости модернизации помещений.
Отличия экспертной организации от неквалифицированной

Согласно законодательству РФ, некоторые виды хозяйственной деятельности подлежат обязательному лицензированию и требуют экспертного санитарно-эпидемиологического заключения.